Очевидно, что на фоне украинского кризиса некоторые ключевые торговые партнеры стали для Узбекистана «токсичными»
Очевидно, что на фоне украинского кризиса некоторые ключевые торговые партнеры стали для Узбекистана «токсичными», а взаимоотношения с ними – рискованными и проблематичными. Поэтому страна взяла курс на расширение географии экспортных поставок с параллельной проработкой вопроса надежной транспортно-логистической сети.
В августе текущего года глава государства ознакомился с проектами по развитию международных транспортных коридоров. О каких именно маршрутах шла речь на совещании, в официальных источниках не уточнялось. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что, помимо хорошо распиаренных проектов строительства Трансафганской железнодорожной магистрали до пакистанского Пешавара и железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», внимание также акцентировалось на оптимальном использовании Транскавказского транспортного коридора вкупе с более масштабным Транскаспийским мультимодальным маршрутом. В последние годы на этом треке произошли сразу несколько знаковых событий, которые, на наш взгляд, являются звеньями одной цепи.
Узбекистану нужны альтернативные северным маршрутам пути выхода на крупные международные рынки. Здесь главным ориентиром, вероятнее всего, являются Европа и Китай. Целесообразно также опровергнуть скепсис некоторых экспертов о том, что европейцами наша продукция не востребована: динамика торговли с Евросоюзом говорит об обратном. В прошлом году Узбекистан приобрел статус GSP+, который позволяет беспошлинно провозить в еврозону более 6 тысяч видов товаров. Как результат, с начала 2022 года экспорт узбекских товаров с высокой добавленной стоимостью в ЕС вырос почти в два раза. Не менее важным в данном контексте представляется вопрос ценовой привлекательности экспортируемой продукции, что, несомненно, требует оптимальных решений в сфере логистики.
Сейчас выход Узбекистана и других центральноазиатских стран на европейские рынки значительно затруднился. Об этой проблеме открыто говорил президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на астанинском саммите «Центральная Азия – Европейский Союз». Глава государства отметил необходимостьсоздания эффективных транспортно-логистических коридоров, особо выделив при этом Транскаспийский мультимодальный маршрут.
Географическая замкнутость Центральной Азии обозначена одним из главных препятствий для регионального экономического роста. По оценкам экспертов, транспортно-транзитные расходы центральноазиатских государств достигают 60% стоимости импортируемых товаров. Аналогичная ситуация складывается с экспортом.
Поэтому Узбекистан стремится снизить зависимость от транзита через Казахстан и Россию. Причем таким образом, чтобы альтернативные варианты не только удешевляли стоимость собственных экспортных грузоперевозок, но и превращали страну в узловое звено международного транзита Китай – Европа – Китай. Так, в декабре 2019 года в Ташкент были приглашены главы железнодорожных администраций Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана и Грузии. На встрече обсуждался вопрос запуска мультимодального коридора, связывающего Центральную Азию с Закавказьем. В 2020 году маршрут заработал. Его принципиальная особенность в том, что поток грузов направляется через туркменскую территорию. По сравнению с казахстанским транзитом этот маршрут обходится узбекским перевозчикам дешевле.
Сотрудничество с Туркменистаном в транспортно-логистической сфере также обеспечивает Узбекистану взаимосвязанность с другими регионами, например, ближневосточным.
В продолжение темы выхода на европейские рынки отметим, что проработка узбекской стороной вопроса активизации южнокавказского направления международных грузоперевозок вызвало мультипликативный эффект. В результате, проект начал обретать новую значимость для стран-бенефициаров. Так, весной нынешнего года состоялась вторая встреча руководителей железнодорожных ведомств, но уже с участием Турции.
Речь шла о развитии Международного мультимодального маршрута «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа». Этот долгосрочный проект полностью отвечает запросам Ташкента на развитие и взаимовыгодное использование Транскавказского коридора.Более того, он гармонирует с другой не менее значимой инициативой Узбекистана по соединению железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» с южнокавказским транспортным маршрутом. Такой подход был публично анонсирован и поддержан заинтересованными сторонами в ходе первого заседания нового диалогового формата «Узбекистан – Азербайджан – Турция» (2 августа 2022 г.).
Тем временем, активизация Международного мультимодального маршрута идет полным ходом. Страны-партнеры договариваются о применении унифицированных тарифов для перевозки грузов, а также ускоренному пропуску контейнерных поездов. Третий раунд переговоров прошел в Баку 5 августа 2022 года. В скором времени ожидается пилотная отправка грузовых контейнеров из китайского Кашгара в Европу.
Вопрос увеличения торговых потоков из Центральной Азии в Европу через территории прикаспийских государств и Турции также вошел в повестку профильных мероприятий Организации тюркоязычных государств. Так, 27 октября 2022 года в Ташкенте состоялась первая встреча руководителей железных дорог стран-членов ОТГ – Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции. Принимающей стороной была отмечена динамика роста объема железнодорожных перевозок по тюркским странам. Ключевая роль в этом, безусловно, отведена Международному мультимодальному маршруту.
На ташкентской встрече также был запущен грузовой маршрут Турция – Иран – Туркменистан – Узбекистан, общей протяженностью свыше 4500 км. Первый поезд, состоящий из 40 вагонов, прибыл в столицу Узбекистана 3 декабря. Грузовой состав на первом этапе будет курсировать один раз в месяц, а в дальнейшем – раз в две недели.
Мультимодальные маршруты в сторону Турции и обратно позволяют Узбекистану выстроить транспортно-логистическую сеть экспортных и транзитных грузоперевозок в обход России. На сегодняшний день это самый быстрый, а значит, менее затратный способ доставки отечественных товаров на мировые рынки. Однако такая практика сопряжена с определенными проблемами. В частности, Ташкенту важно достичь снижения транзитных тарифов, что позволит сократить издержки на международную перевозку грузов.
Как отмечалось ранее, Ташкентом выдвинута инициатива связать долгожданную железнодорожную артерию «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» с Транскавказским коридором. Таким образом появится кратчайший сухопутный маршрут из Китая в Европу и обратно. Узбекистан станет его узловым звеном – ключевой страной-транзитером в Центральной Азии. В этом контексте партнерство с Ашхабадом приобретает особую значимость.
Туркменский транзит открывает путь не только в Европу, но и в другие части света. В частности, через Каспий и далее по территории Ирана удобно провозить грузы к портам Персидского залива. Известно, что в последние годы Узбекистан расширяет торгово-экономическое партнерство с ближневосточными странами.
В середине августа 2022 года президент Узбекистана посетил с государственным визитом Саудовскую Аравию. В преддверии этого события в местных и зарубежных медиа прошли несколько сообщений об активизации работы с туркменской стороной по международным транспортным маршрутам. Наиболее примечательным из них, на наш взгляд, было заседание узбекско-туркменской рабочей группы по транспортным вопросам, которое состоялось 12 августа в Ташкенте. Речь шла о подзабытом транспортно-транзитном коридоре «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман».
Проекту 20 лет. Документ о его практической реализации (так называемое Ашхабадское соглашение) вступил в силу в 2016 году. С тех пор особых подвижек в его продвижении замечено не было. А ведь данный маршрут открывает для географически замкнутой Центральной Азии окно на Ближний Восток.
Несмотря на хорошие стартовые возможности, товарооборот между Узбекистаном и ближневосточными странами по-прежнему остается скудным. Например, объем торговли с Саудовской Аравией за последние пять лет вырос всего на 20 процентов. Чтобы достичь более значительного роста, необходимо помимо прочего обеспечить надежную транспортно-логистическую связь двух макрорегионов. Именно такая цель в свое время была заложена под инициативу запуска мультимодального маршрута «Центральная Азия – Персидский залив».
Альтернатива ему разве что Трансафганская железнодорожная магистраль до Индийского океана, на которую узбекское правительство сделало высокую ставку. Перевозки по нему планируется запустить к 2027 году. Однако из-за нестабильности в Афганистане этот проект сопряжен с большими рисками. По крайней мере, пока. В ирано-оманском же направлении проблема безопасности не первостепенная.
Для узбекских грузов путь к портам Персидского залива начинается с пересечения границы Туркменистана. Узбекистан стремится минимизировать транспортно-транзитные издержки. Так, на августовской встрече было предложено внедрить упрощенный порядок выдачи туркменской визы водителям, осуществляющим международные грузоперевозки. Спустя неделю требование было удовлетворено. Также достигнута договоренность о снижении сборов за автомобильные контейнеры, следующие из Узбекистана в Иран через туркменскую территорию.
Источник: exclusive.kz