Эксперимент по использованию электронных навигационных пломб в грузоперевозках Россия, Казахстан и Кыргызстан начнут уже в апреле, сообщает ЕЭК.
Он продлится до середины 2023 года и охватит автомобильный и железнодорожный транспорт в рамках перевозок товаров во взаимной торговле. Это второй пилотный проект, первый начался в феврале, и в его рамках грузы идут между Россией и Беларусью. Однако, как рассказал РЖД-Партнеру участник рынка, задачи эксперимента вряд ли будут выполнены, так как допуск в него получили не все заинтересованные участники рынка, а пломбы, которые внедряют, возможно, не отвечают запросу.
Замок на пломбу
«Если транспортное средство уже имеет навигационную пломбу, то при пересечении границы добавлять к нему дополнительное контрольное устройство избыточно. А сейчас – да, используют дополнительные устройства», – говорит Олег Сурганов, заместитель генерального директора – начальник департамента электронной техники и технологии АО «Инженерный промышленный концерн «Страж».
Кыргызская сторона, которая только готовится к участию в эксперименте по использованию навигационных пломб, заявляет, что если результаты признают успешными, то стороны электронные навигационные пломбы в грузоперевозках использовать будут постоянно. «Убежден, что применение навигационных пломб нивелирует все риски оборота неучтенного товара во взаимной торговле», – говорит глава правительства республики Акылбек Жапаров.
«Пилотные проекты в отношении подакцизных товаров уже проводились, и навигационные пломбы действуют при перемещении санкционных товаров по территории России. Нам необходимо облегчить жизнь предпринимателям и преодолеть барьеры», – добавляет он.
Цифровые технологии во взаимной торговле способны увеличить объем взаимных поставок, объясняет он. Однако О. Сурганов в этом не столь уверен.
«Что называют навигационной пломбой? По сути это электронный замок со всеми своими уязвимостями и особенностями. Замок этот решает две задачи: выдавать информацию о местоположении транспортного средства, которое контролируют, и, во-вторых, обеспечивать контроль несанкционированного доступа к грузовому отсеку. Так вот устройство не гарантирует защиту от несанкционированного доступа к грузу, у него есть множество уязвимостей, которые позволяют их вскрывать так, чтобы не было следов», – говорит он.
В эксперимент должны войти все участники рынка перевозок грузов. Пока есть только один, которого определил Минтранс.
«Определение участников экспериментов – тайна Минтранса. У единственного участника нет преимущества ни в опыте, ни в компетенциях. Я бы даже сказал, что у нас больше опыта как в коммерческих перевозках вообще, так и в санкционном транзите в частности», – говорит О. Сурганов.
Эксперимент
«Применение навигационных пломб оптимизирует логистику посредством минимизации госконтроля при одновременном обеспечении абсолютной прозрачности и бесшовности перевозок на территории ЕАЭС» – так пресс-служба ЕЭК сообщила о начале эксперимента, который стартует уже в апреле и продлится до середины 2023 года. Этот пилот – второй. Электронные навигационные пломбы в грузоперевозках лесоматериалов и продукции деревообработки используют Россия и Беларусь с 12 февраля. В рамках эксперимента совершено более 25 перевозок, говорит О. Сурганов. Правда, пока участники рынка не знают его итогов, даже промежуточных. Но их обещают подводить ежемесячно и докладывать ЕЭК.
«Но мы считаем, что необходимо допустить во все пилотные проекты все организации, которые имеют компетенции для работы в качестве оператора», – настаивает О. Сурганов.
Допуск в проект должны получить не только операторы, но и производители электронных устройств. Таким образом, апробация станет максимальной. Но, к сожалению, этого не сделано, резюмирует он. А это значит, что навигационные пломбы, которые внедряют в грузоперевозки, могут не отвечать запросу рынка.
Источник: www.rzd-partner.ru