В Казахстане ухудшилась ситуация с провозом грузов через границу. Об этом заявила управляющий директор департамента таможенного администрирования НПП "Атамекен" Дина Мамашева в сенате.
По ее словам, система управления рисками Комитета госдоходов становится жесткой и малоэффективной.
"Она должна быть механизмом развития бизнеса и пополнения бюджета, но превратилась в инструмент увеличения контроля. Это стало жесткой системой, через которую иногда оказывается серьезное коррупционное давление на бизнес. Эффективность системы снизилась за год на 6%, а по сравнению с 2021 годом – на 17%. То есть она стала хуже работать. Что это означает? Это неэффективные проверки, досмотры, много начисляется и много наказывается, срок оформления растет. У нас количество досмотров увеличилось на 28% по сравнению с прошлым годом", – заявила она.
При этом таможенные органы на местах не ставят в приоритет снижение сроков оформления грузов, добавила Мамашева.
"Чиновники отчитываются, что время оформления сократилось до двух часов. Давайте четко понимать, что это как средняя температура по больнице, то есть для экспорта и импорта. Но если брать отдельно импорт, то задержки увеличились, зеленый коридор в два раза снизился, у нас грузы, наоборот, стоят. Почему? Потому что некоторые досмотры длятся до двух недель. Это вообще ненормально. Вот это основная проблема, с которой сталкивается бизнес, и мы очень просим госорганы сделать так, чтобы все было эффективно и точечно", – пояснила она.
Ухудшилась и ситуация и с перемещением специфических товаров, считает представитель НПП.
"У нас есть проблема с санкционным списком товаров. Стало сложно перемещать эти грузы. Но профильное ведомство выпустило приказ, где есть перечень товаров, по которым нужны лицензии и разрешения, и в него вошли не только санкционные вещи. При этом исчезло полное описание наименований товаров, классификаторы не конкретизированы по кодам. Это все приводит к тому, что грузы стоят не только на внешних границах, но и внутри, при перемещении в рамках ЕАЭС. Потому что госорган выдает лицензию неделями и месяцами", – возмутилась Мамашева.
И добавила, что Казахстан вошел в Таможенный союз не для того, чтобы грузы стали перемещаться внутри него хуже, чем с третьими странами.
"Это вообще удивительная ситуация, поэтому бизнес просит помощи. Нужно согласовать перечень специфичных товаров со всеми информационными системами и сделать так, чтобы лицензия на их провоз выдавалась за день-два. Также предприниматели жалуются на таможенные проверки. Чиновники не хотят их регламентировать и прописать порядок и сроки их назначения", – подчеркнула она.
Следующий проблемный вопрос, по словам представителя НПП – досмотры, которые участились по железнодорожному транспорту.
"Это увеличение сроков досмотров и срыв контрактов. Возможно ли говорить о запрете досмотра транзита? Может быть, это не совсем правильно. Но это должно происходить только при каких-то особых условиях, например, ЧП. У нас же приоритет – рост транзита, нам важно, чтобы это быстро прошло через нашу территорию и вышло. А когда мы сами останавливаем этот груз и держим его, то какие нагрузки несет КТЖ и экспедиторы? В итоге ничего не находим, а просто досматриваем. Зачем? Раз мы до конца не знаем, зачем, но это связано с системой управления рисками, мы просим, чтобы было уделено особое внимание даному вопросу, когда будут дорабатывать систему транзита", – попросила Мамашева.
В целом она отметила, что система управления рисками сегодня абсолютно закрыта, непонятна и не до конца автоматизирована.
"В итоге что мы имеем? Количество компаний с высокой степенью риска увеличилось в два раза, с 16% до 28%. Насколько это правильно? Мы считаем, что нужно, прежде всего, законодательно все урегулировать. У нас есть приказ Минфина от 26 января 2018 года № 73 "Об утверждении правил совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов госдоходов", где должно быть все четко регламентировано. Но на это госорганы никак не идут. В итоге они внесли туда изменения, не согласованные ни с кем, и на этом вопрос закрыли. Хотя это основной приказ по таможенному оформлению", – пояснила представитель НПП.
Еще один базовый документ, который, по ее мнению, нужно усовершенствовать – приказ Минфина от 14 февраля 2018 года №188 "Об утверждении правил проведения таможенных досмотра и осмотра".
"Там тоже должно быть четко все написано – когда и в какие сроки проводятся таможенные досмотры. В этот приказ необходимо внести массу изменений, но они не сделаны", – резюмировала Мамашева.
Ранее сообщалось, что в Казахстане планируют увеличить грузоперевозки за счет крупных проектов.
! Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан должен стать полноценной транспортно-логистической державой.
Источник: lsm.kz